Йога-нидра

Йога-нидра в литературном переводе звучит как «сон йогов». Этот термин относится к технике, используемой для приготовления ума и тела прежде чем достичь более глубоких уровней сознания и сосредоточения перед медитацией. Как бы то ни было, йога-нидра также регулярно практикуется в самостоятельном виде как ежедневная техника релаксации. Практики говорят, что полчаса йога-нидры заменяет до трех часов нормального сна, но все же полностью заменять сон йога-нидрой не стоит, так как телу и уму все же требуется некоторое время привычного отдыха.

Настоящий сон йога это состояние сознания, когда йог соединен с Божественной энергией, пребывая в контакте со всем космосом. Эта энергия находится вне времени и пространства, позваляя йогу видеть прошлое, настоящее и будущее. В это время йог может также ознакомится со своими прошлыми жизнями. Посредством йога-нидры йог может работать над кармой, так как его чистота сознания в этот момент допускает очищение подсознания. Подсознание в этот момент очищается с помощью специальных молитв, известных как шанкапала. Опытные йоги используют йога-нидру для астральных путешествий, а высший уровень этого состояния ведет к самадхи. Кстати, йога-нидру не стоит путать с разнообразными техниками самовнушения, которые не имеют с ней ничего общего.

Мудрецам и йогам йога-нидра известна уже тысячи лет. В Упанишадах ( Мадукхья Упанишад) описаны три состояния: бодрствования, сна и глубокого сна. Йога-нидра относится к состоянию осознанного сосредоточения в условиях глубокого сна, которое в Мадукхья Упанишад называется праджна. Этот третий из четырех уровней сознания, выраженного мантрой аум, представленный звуком М. Состояние йог-нидры находится за пределами видений и ощущений. Как состояние осознанного глубокого сна, йога-нидра является универсальной и не может принадлежать только каким-то отдельным традициям или учителям.

Однако, некоторые учителя и школы делают акцент на йога-нидре более чем другие, имеют больше опыта в практической тренировке адептов. Парамйогешвар Шри Девпуриджи является одним из первых современных сторонников этой практики, преподававший с 1880 года. Во время своих путешествий в Гималаи, Шри Девпуджи встретился, среди всех остальных, со Свами Шиванандой из Ришикеша, которого хорошо знают в Европе и которой подал йога-нидру нкоторым йогам и свами.

Свами Сатьянанда начал популяризировать практику йога-нидры около сорока лет назад. Он обрисовал ее связь с древними тантрическими практиками, называемыми Ньяса, где к каждой части тела относилась своя мантра на санскрите, и во время медитации ее ментально погружали в ту или иную область тела.

С обширными всеминрными поездками и преподаванием Махамандалешвар Парамахамса Свами Махешварананды и Свами Сатьянанды, йога-нидра постепенно распространилась в Индии, Европе, Австралии и Соединенных Штатах, преобразовавшись в системы: сатьяананда-йога и йога в повседневной жизни. Учение Свами Рамы о йога-нидре до сих пор продолжаетя в Гималайском Институте несколькими из его бывших студентов.

Форма практики йога-нидры, преподаваемая Свами Сатьянандой включает восемь четко определенных стадий: интернализация, санкальпа, вращение сознания, контроль дыхания, манифестация противоположностей, творческая визуализация, санкальпа и экстернализация. Йога-нидру можно практиковать толькол под присмотром опытного учителя и осваивая эту практику постепенно. На более глубоких этапах практики возможно замедление дыхания и жизненных процессов, которые напоминают летаргический сон.

Rambler's Top100